Выбор формата JPEG или RAW, назначение, достоинства и недостатки

В настоящее время все больше камер предлагают для снимков использование формата RAW (от англ. слова «сырой»). Вслед за зеркальными камерами, эта возможность появилась в новом классе беззеркальных камер со сменной оптикой и в продвинутых компактах (или «мыльницах»). Впрочем, формат RAW в этих камерах не отменяет возможность снимать в JPEG (Joint Photographic Expert Group). Во всех современных цифровых камерах JPEG это стандартный формат файла изображения.

JPEG – формат файла для растровых изображений, то есть состоящих из точек (пикселей). Разработан специально для цветной фотографии с большим цветовым охватом. В этом формате используется глубина цвета 24 бита, что позволяет отображать 16 777 216 цветов и оттенков. Это с лихвой перекрывает возможности человека по распознаванию цветов. То есть в таком формате можно отобразить больше цветов чем мы способны различить.

Одним из достоинств формата JPEG является высокая степень сжатия изображения, что определило его популярность в интернете. Однако даже при небольшой степени сжатия происходят потери информации – возникают незаметные искажения картинки. При более сильном сжатии, или же многократном сохранении в JPEG, искажения становятся явными, и проявляются в виде блоков 8*8 пикселей и визуальном мусоре рядом с контрастными границами (резким перепадом яркости).

Таким образом, к достоинствам формата JPEG можно отнести: малый размер файла, широкий цветовой охват, стандартность и широкую поддержку различным оборудованием и программами.

К недостаткам можно отнести только потери при сжатии. Но при сохранении с наивысшим качеством, эти потери не заметны даже при неоднократном сохранении, чего конечно рекомендуется избегать.

Формат RAW – это необработанные данные с матрицы фотокамеры, преобразованные в цифровую форму. Строго говоря, RAW это не формат файла, а семейство нестандартизированных форматов, в которых сохраняют свои данные камеры различных производителей. При этом конкретное расширение файла у производителей различается: CR2 – Canon, NEF – Nikon, DNG – Adobe, ARW – Sony, ORF — Olympus и так далее.

Данные с матрицы не являются изображением в привычном понимании этого слова. В настоящий момент распространены матрицы с фильтром Байера, в которых для формирования цветного изображения используется структура цветных фильтров, при которой  каждый пиксель воспринимает свет только одного из цветов (красного, зеленого или синего).

Чтобы собрать из таких пикселей цветное изображение нужно выполнить преобразования по алгоритму демозаикинг Demosaicing (это алгоритм, позволяющий сформировать цветное изображение из по сути черно-белого изображения,  которым является RAW файл. То есть для каждого пикселя изображения определяется полный оттенок цвета, состоящий из трех базовых, взятых с соответствующими пропорциями — прим. ред.) Но поскольку конкретные реализации фильтров Байера в камерах и алгоритмы восстановления цветного изображения не стандартизированы и, более того, закрыты, то однозначно декодировать изображение невозможно. Каждая программа, читающая RAW будет показывать его по-своему.

Цвета, выдаваемые камерой при съемке в JPEG можно получить из RAW только в родном конвертере от производителя. Выполняя же конвертацию в стороннем конвертере, цвета на снимке будут той или иной степени близости к оригиналу, но никогда в точности не совпадут.

Эти разночтения, результат закрытости, и нестандартизированности RAW форматов, являются их самым большим недостатком.

Вторым минусом является больший размер файла в сравнении с JPEG. Как правило, RAW файлы занимают в 3-5 раза больший объем, чем JPEG наилучшего качества.

Но помимо недостатков формат RAW имеет ряд преимуществ, суть которых кроется в процессе получения готового изображения из данных с матрицы фотокамеры. Помимо восстановления цвета с помощью алгоритмов демозаикинга, процессор камеры выполняет множество преобразований (при формированияя изображения в формате JPEG — прим. ред.).

Основные из них это установка Баланса Белого, повышение контраста, повышение резкости и подавление шумов. Все эти действия выполняются автоматически без участия пользователя, хотя фотограф может их настроить заранее или вообще отключить.

Зачастую, при этих преобразованиях происходит потеря информации. Например, после установки Баланса Белого, и повышении контраста и яркости, часть самых светлых тонов пропадет. Произойдет отсечка в светах, и некоторые области на фотографии станут абсолютно белыми. Пиксели в этой области будут максимально яркими не содержащими деталей и оттенков. То же самое может произойти с тенями, автоматическое повышение контраста приведет к тому, что некоторые области будут абсолютно черными, не содержащими деталей.

При этом изначально камера могла зафиксировать цвета и детали в самых светлых и самых темных областях снимка, но они были утеряны, после автоматического повышения контраста и яркости.

Именно это является самым большим преимуществом съемки в формате RAW. То, что он позволяет при последующей обработке, без потерь, достать детали из светов и теней, в диапазоне до одной-двух ступенях.

Это необходимо когда контраст сцены очень высок и едва вмещается в динамический диапазон камеры. Иногда это страхует нас от ошибок установки экспозиции, прощая нам некоторую небрежность.

Снимая в RAW, мы получаем весь диапазон данных, который зафиксировала камера. Если же мы имеем дело с JPEG, то мы должны очень тщательно выставлять экспозицию или же отключить усиление яркости и контраста, смирившись с тем, что полученные снимки будут тусклыми и потребуют обработки.

Таким образом, RAW файл позволяют при обработке выжать из снимка максимум, поэтому многие, как профессиональные фотографы, так и увлеченные любители выбирают этот формат.

Помимо запаса в светах и тенях, у формата RAW есть и другие достоинства. Поскольку файл RAW может быть создан только камерой, то он является своеобразным аналогом негатива, и служит свидетельством того, что снимок не подвергался каким-либо фотоманипуляциям (ретушь, коллаж, и т.п.). Что является непременным требованиям в фотожурналистике. Также он может выступать дополнительным свидетельством авторства снимка, поскольку RAW файлы обычно имеются только у фотографа, и содержат в себе информацию о камере, а иногда и о ее владельце.

Если же важна скорость съемки, то имеет смысл снимать в JPEG. Многие спортивные журналисты снимают в этом формате, так как он обеспечивает максимальную скорость съемки длинными сериями. А также позволяет быстро отправлять кадры в редакцию, пропуская этап конвертации снимков.

В целом съемка в RAW влечет дополнительную работу по конвертации всех снимков, но окупается большим динамическим диапазоном и прощает некоторые ошибки в экспозиции.

0 комментариев

Добавить комментарий

Ник:
E-mail:
Сайт:
Комментарии:

Похожеена главную страницу

Кандидат на выпуск Lightroom 4.1

Кандидат на выпуск Lightroom 4.1(0)

После недавнего выхода в свет бета-версии известного пакета Lightroom 4 компания Adobe уже выпустила его обновленную версию Lightroom 4.1 Release Candidate, которую по этой ссылке модно качнуть и попользоваться совершенно бесплатно некоторое время. В новой версии устранено несколько недоработок и добавлена поддержка RAW-файлов камеры Canon EOS 5D Mk III.

Заметки ремесленника. О пользе качественного питания

Заметки ремесленника. О пользе качественного питания(0)

Сколько раз, собирая комплект оборудования для ответственной репортажной фотосъёмки — свадьбы, корпоративного мероприятия или детского праздника, предполагающей 6-10 часов работы со вспышкой, задавался вопросом «а хватит ли заряда в 4-х комплектах аккумуляторов»? Вечер накануне съёмки превращался в суету вокруг зарядных устройств, в которых должны были побывать все батареи, поскольку часть комплекта как-то не использовалась уже

читать далее

Контакты

Social networks

Популярные категории

© 2010-2024 Фотогид Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.