Август Зандер: фотопортретист немецкой нации

Фотографический аппарат необычайно ценен для истории и культуры человечества одним своим свойством – бесстрастностью. Фотокамера не накладывает на негатив своего собственного отношения к разворачивающимся перед ее объективом событиям, сколь бы волнующими душу человека они ни были. Это потом сможет сделать фотограф, передавая с помощью различных манипуляций со снимком свое видение того или иного запечатленного камерой сюжета. А фотоаппарат с каждым нажатием на кнопку спуска затвора упрямо продолжит снимать действительность, какой бы она ни была.

Это его свойство обычно стремятся преодолеть с помощью постановочных фотографий, выбора необычных ракурсов для съемки, последующей коррекции фотоснимка в «темной комнате» или в компьютере, но только истинный мастер может использовать беспристрастность своего верного механического помощника на пользу для дела, а говоря философски – на пользу для человечества. Именно одним из таких мастеров фотографии был всемирно известный немецкий фотограф первой половины XX столетия, классик мировой фотографии Август Зандер (August Sander).
Август Зандер родился 17 ноября 1876 года в немецком городе Хердорф в земле Рейнланд-Пфальц. Образ жизни и социальное положение родителей Августа – мать его была крестьянкой, а отец – крепильщиком на железнорудной шахте, где позже учеником шахтера начал работать и сам будущий всемирно известный фотограф – не оставляли особого простора для выбора профессии и направления жизненного пути. Однако, как порой это бывает с одаренными людьми, в нужное русло молодого Зандера подтолкнул случай.
Дядя юноши, подаривший своему племяннику в 1882 году среднеформатную фотокамеру, скорее всего, не мог предположить, что его подарок круто изменит не только жизнь Августа, но и повлияет на развитие искусства фотографии. Серьезное увлечение фотографией, посвящение ей всего свободного времени вскоре привело молодого человека к решению сменить профессию. Любопытно, что его родители активно поддержали сына в этом довольно нестандартном начинании – причем не только словом, одобрив выбор Августа, но и делом – помощь в создании фотомастерской оказалась для начинающего фотографа весьма кстати.
Начав свой профессиональный путь в роли помощника фотографа при шахте, Зандер продолжил его в годы военной службы в роли помощника армейского фотографа. Так Август сумел использовать для роста собственного потенциала время, проведенное в рядах Германской имперской армии.
После демобилизации из вооруженных сил Зандер профессионально занялся промышленной и архитектурной фотосъемкой. Оттачиванию его мастерства немало способствовало обучение живописи в Дрездене в 1901 – 1902 годах.

Первые годы XX века стали благоприятным периодом для молодого владельца «Студии художественной фотографии и живописи Августа Зандера» в городе Линце. Его дела пошли в гору. О верности принятого в юности решения свидетельствовали и бурное развитие студии, и получение Золотой медали Парижской фотовыставки 1904 года, и покупка Лейпцигским музеем ряда его работ в редкой в то время технике цветной фотографии, и проведение в 1906 году персональной фотовыставки в выставочном зале «Ландхаус» в Линце.
Зандеру становится мало успеха в Линце: в 1909-м он основывает новую фотостудию в пригороде Кельна. Здесь фотограф активно начал заниматься портретной съемкой представителей различных городских слоев. Эта работа подтолкнула его к замыслу, претворение которого в жизнь в итоге займет более трех десятилетий. Этот грандиозный фотопроект, сделавший Зандеру мировую известность, вошел в историю под названием «Люди XX столетия».
«Люди XX столетия» – это серия работ, задуманная как отражение современного Зандеру немецкого общества, своеобразный групповой портрет немецкого народа первой половины XX века. В результате получилась настоящая фотоэнциклопедия, в которую вошли снимки людей самых разных возрастов, сословий и профессий, мужчин, женщин и детей. Учитывая, что время создания серии приходится преимущественно на 1920-е годы, в ней представлен срез германского общества периода Веймарской республики – периода революционных надежд и послереволюционных разочарований, бедствий народа от послевоенной разрухи, гиперинфляции и безработицы, периода политической борьбы «правых» и «левых», заложником которой становились и состоятельные, и неимущие слои германского общества, периода небывалого культурного расцвета и смелых исканий во всех сферах искусства Германии, трещащей по швам от распирающих ее экономических, социальных и политических противоречий. 


Серия была разделена на семь частей: «Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город», «Последние люди». Зандер классифицирует свои снимки по профессиям персонажей, на них запечатленных, пытаясь уловить объективом фотокамеры своеобразные архетипические признаки, присущие этим людям: фермерам, торговцам, ремесленникам, инженерам, изобретателям, студентам и школьникам, врачам и чиновникам, судьям и солдатам, учителям и бизнесменам, промышленникам, аристократам и политикам. Есть и фотокарточки, посвященные сторонникам нового тогда еще явления в политической и культурной жизни Германии – национал-социализма, которому только предстояло перевернуть весь ход европейской и мировой истории.
Раздел «Женщины» посвящен представительницам прекрасной половины человечества во всем их многообразии. Сюда включены фотографии жен и дочерей, матерей и сестер, светских модниц и монахинь, художниц и домохозяек, женщин, посвятивших себя воспитанию детей и девушек, стремящихся сделать карьеру в неспокойной и нестабильной, но открывающей широкие новые возможности Веймарской Германии.
На снимках раздела «Город» запечатлен пестрый «состав» улиц Кельна 1920-х годов: уличные подростки, безработные, путешественники, иностранные рабочие и попрошайки. Фотографии инвалидов, душевнобольных, нищих, бродяг и других несчастных, отверженных обществом, помещены в раздел с говорящим названием «Последние люди».
В работах Зандера из серии «Люди XX столетия» видна не только общность замысла, идеи. Они выполнены

автором в едином стиле: модели запечатлены на фотоснимках в их обычной привычной, жизненной обстановке, без особых изысков в выборе ракурса и «декораций» – оформления заднего плана. Но, несмотря на кажущуюся простоту, эти фотографии притягивают взгляд зрителя, не требуя дополнительных пояснений к изображению. Они заставляю его лишь вновь и вновь пытаться проникнуть в огромный внутренний мир попавших в кадр людей, которые просто смотрят в объектив, не радуясь, не грустя, не выражая каких-либо иных эмоций. Выражение глаз, мимика, положение рук, детали костюма и интерьера, попавшие в кадр, говорят красноречивее любых подписей и пространных комментариев. Фотографу удалось отобразить именно человека – настоящего, живого – без посторонних объектов в кадре, отвлекающих внимание зрителя, а через это – многогранную жизненную историю этого конкретного человека. Приемом фотосъемки на уровне глаз или немного ниже него мастер только сближал зрителя с персонажами своих работ, исподволь ставя их на одну планку и, таким образом, упрощая понимание между людьми, независимо от возраста, общественного положения, системы ценностей, языка, страны и исторической эпохи.
Зандер, как он сам признавался, вовсе не стремился создать «идеальный портрет», передать свое видение того или иного персонажа. Своей задачей он считал «показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками», передать глубинную сущность человека через принадлежность к определенному культурному и социальному типу. Возможно, это помогло бы зрителям – как современникам Зандера, так и их потомкам – лучше и полнее познать и понять самих себя. Фотокамера в этом процессе – лишь вспомогательный инструмент, дающий, однако, те необходимые возможности фотографу, которыми не обладают ни кисть художника, ни резец скульптора, ни перо поэта или писателя.
Первые 60 фотографий Зандера из серии «Люди XX столетия» широкая публика смогла увидеть на выставке в Кельне в 1927 году; позднее они вошли в фотоальбом «Лица нашего времени», который при каждом переиздании дополнялся новыми работами мастера. Сам Зандер одновременно с творческой работой активно занимался преподаванием искусства фотографии и ее популяризацией – не только в виде обычных занятий, но и в виде лекций на радио, которое открывало неограниченные возможности для просвещения широких слоев населения.

Жизнь Зандера, как и жизнь тысяч других немцев, изменил 1933 год – год прихода к власти в Веймарской республике лидеров Национал-социалистической немецкой рабочей партии – НСДАП. Национал-социалисты, особо не стесняющие себя в методах воздействия на своих политических оппонентов, обрушили репрессии на политических противников Третьего рейха. Сын Зандера Эрих как член «левой», Социал-демократической партии Германии, был арестован по обвинению в антигосударственной деятельности и посажен в тюрьму. Недовольство Министерства культуры вызвала и личность самого известного фотографа – его работы из серии «Люди XX столетия» не вполне соответствовали эстетическим воззрениям гитлеровцев на «расовую красоту» немецкого народа. Зандера обвинили в том, что его фотографии низов германского общества якобы ставили под сомнение расовую чистоту и героичность германцев, а значит, и бросали тень на официальную идеологию гитлеровской Германии. Ссылаться на то, что фотоаппарат не знает ни о расовых теориях, ни об эстетических предпочтениях отдельных политических лидеров и государственных идеологов, было бесполезно. Альбом «Лица нашего времени» был запрещен, а большая часть его тиража была уничтожена.
Зандеру, который теперь занимался только архитектурной и ландшафтной фотографией, для видимости пришлось отказаться от продолжения проекта «Люди XX столетия». Однако он все же продолжал работать над воплощением замысла всей своей жизни, втайне от всех собирая в свою коллекцию все новые и новые портреты современников.

Вторая мировая война, которая отняла у человечества не только миллионы жизней, но и большое количество памятников мировой культуры – уникальные здания, собрания полотен и скульптур, библиотеки – не пощадила и работы Зандера: его кельнское ателье в 1944 году было разрушено бомбардировкой, а часть уникальных негативов двумя годами позднее стали добычей мародеров. Однако, несмотря на потери, не обращая внимания на то, что его ранее широко известное имя в послевоенной Германии, поверженной, разрушенной и разделенной на оккупационные зоны, оказалось забытым, фотограф продолжал работу над серией «Люди XX столетия» и рядом других своих проектов.


Упорство мастера было вознаграждено: заслуженная слава и былая известность ввернулись к Зандеру в начале 1950-х годов после проведения выставки «Photokina». Ряд его работ был включен в экспозиции Кельнского музея и нью-йоркского Музея современного искусства. Звания кавалера ордена «Крест за заслуги» – высшей государственной награды ФРГ, и почетного члена Германского фотографического общества означали, вместе с сохраняющимся живым интересом к его работам, самую высокую степень признания, которую может снискать творец у своего народа.
Увы, сам Зандер не успел увидеть результат главного труда своей жизни – проект «Люди XX столетия» – в завершенном виде. Полностью фотографии этой серии были опубликованы лишь после смерти фотографа в 1963 году.
Итог этой работы во всем его великолепии не увидел автор, но его можем увидеть мы. Увидеть, чтобы оценить масштаб замысла и мастерство его исполнения, удивиться упорству и настойчивости человека, задумавшего и своими руками создавшего многогранную фотографическую летопись, огромный коллективный портрет целой нации в период головокружительных взлетов и тяжелых горьких поражений, которые претерпел немецкий народ на сложных и запутанных путях истории первой половины XX века.

Сергей Журавлев

Август Зандер: фотопортретист немецкой нации
Оцените статью

0 комментариев

Похожеена главную страницу

«В движении» Лариса Воробьева

«В движении» Лариса Воробьева(0)

Лариса Воробьева- профессиональный фотограф, член союза фотохудожников России, длительное время проработала внештатным корреспондентом агентства Фото Итар-Тасс, организатор многочисленных фотоконкурсов,  выставок, преподаватель фотографии и просто очаровательная женщина. Фотографические предпочтения: репортаж, архитектурно-интерьерная съемка, натюрморт, съемка детей. Доброго дня, Лариса Михайловна, начнем с извечного вопроса: Как вы пришли в фотографию? Совершенно случайно, мне было тогда всего 14 лет.

Энни Лейбовиц. Несколько интересных фактов из жизни женщины-фотографа.

Энни Лейбовиц. Несколько интересных фактов из жизни женщины-фотографа.(0)

Энни Лейбовиц на сегодняшний день заслуженно считается одной из самых востребованных среди многочисленных женщин-фотографов. Однако, несмотря на ее высокую популярность, в ее биографии есть несколько интересных фактов, о которых знает далеко не каждый. Например, ее настоящим именем является Анна-Лу (в английском варианте Anna-Lou), однако все и всегда называли ее именно Энни. Другим интересным моментов в

Йозеф Коуделка — странствующий фотограф

Йозеф Коуделка — странствующий фотограф(0)

Йозеф Коуделка- странствующий художник, не зависящий ни от обстоятельств, ни людей.
Фотограф, «живущий в спальном мешке»-классик жанровой фотографии.

Профессиональный фотограф Игорь Лысов

Профессиональный фотограф Игорь Лысов(0)

« Люблю снимать портрет больше всего. Люблю сочинять ситуацию и снимать- для этого, может, и занимаюсь театром.» Игорь Лысов Персональный сайт фотографа: www.grafikafoto.ru  Игорь Лысов— человек-оркестр: известный сценарист, режиссер, актер, профессиональный фотограф. Проходил обучение в различных странах мира, как фотографии, так и актерскому и режиссерскому мастерству: Горьковское театральное училище, курс Товстоногова при Ленинградском Институте Театра,

читать далее

Свежие комментарии

Контакты

Social networks

Популярные категории

© 2010-2018 Фотогид Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.