Репортажная фотография и новая медиасреда в начале XXI века: аудитория как производитель информации

Репортажная фотография по-прежнему остается важнейшей стороной работы современных новостных СМИ. Умело выполненная фотография, запечатлевшая отдельный уникальный миг непрерывного потока жизни, существенно оживляет текстовый материал, иллюстрируя и дополняя его, служа визуальным подтверждением описываемым событиям или процессам. Порой случается так, что именно сам снимок или серия снимков становятся смысловым стержнем печатной или электронной публикации. Наиболее удачные фотографии способны донести до зрителя атмосферу того или иного события, навести его на определенные размышления, передать замысел и чувства автора даже без вспомогательных элементов, за исключением, может быть, названия снимка и даты съемки. Таких примеров в истории фотожурналистики весьма много – достаточно вспомнить лучшие снимки мастеров фоторепортажа, работавших для журнала «Life».

Довольно длительное время репортажная фотография была, в основном, делом рук профессионалов – ведь для того, чтобы получить необходимый редакции или другому заказчику результат, нужно не только везение. Необходимы и наблюдательность, и профессиональное, выковываемое годами напряженной работы чутье, предчувствие нужного кадра, и владение искусством композиции, и умение снимать в сложных условиях – как в плане освещения, так и в плане обстановки – под крики разъяренной толпы, рев огня, грохот смерча, скрежет танковых гусениц и треск автоматных очередей, а значит, нужны, вдобавок, хладнокровие и выдержка.

Однако мир меняется. Несмотря на то, что профессиональная репортажная фотография не теряет сегодня своей роли в СМИ, приметой времени становятся новые явления и феномены, связанные с все большим внедрением в повседневную жизнь новейших информационных технологий. В начале второго десятилетия XXI века коренные перемены в области СМИ, масштабный рост влияния сети Интернет на общество, а также широчайшее распространение и доступность фотографической техники постепенно приводят к существенному перераспределению сил в медиасфере. На медиасцену выходят люди, которых ранее традиционные СМИ рассматривали исключительно как представителей целевой аудитории. Теперь же эти люди сами становятся журналистами, фоторепортерами, аналитиками.

Сегодня стремительное увеличение скорости передачи сообщений с помощью все новых и новых технологий, изменение традиционных отношений в системе коммуникации порождают новое медиаповедение людей, которое в корне меняет обыденные представления о СМИ и их аудитории. Обществу теперь недостаточно односторонней связи с источником информации. В современном мире любой участник информационного обмена одновременно становится и потребителем информации, и ее производителем. Передовые информационные технологии позволяют организовывать быстрое и качественное получение, передачу, обработку и обмен текстовой и графической информацией. Это только способствует интенсивному развитию нового явления в медиаиндустрии и журналистике, которое специалисты в области взаимоотношений СМИ и общества называют гражданской или информальной журналистикой (от лат. informalis – неформальный).

Информальная журналистика – это, как пишут исследователи, «самодеятельное неорганизованное творчество непрофессиональных авторов по созданию массового информационного продукта, которое носит неформальный, внеэкономический, социальный характер и рождается из коммуникаций с другими людьми». Сегодня гражданскими журналистами стали называть непрофессионалов в сфере медиа, которые участвуют в создании информационного продукта и самостоятельном донесении информации до массовой аудитории через блоги, личные дневники и страницы, индивидуальные сайты, любые другие средства массовой коммуникации.

Активное вовлечение в процесс производства и потребления массмедийной продукции читателя, зрителя и слушателя – главная черта современной индустрии массовой коммуникации. Сегодня каждый медиаграмотный человек может создавать и публиковать собственные статьи, интервью, фоторепортажи в блогосфере, которая играет существенную роль в информационном пространстве как за рубежом, так и России. В нашей стране, что показательно, многие электронные дневники отличаются не столько частным, личным характером, сколько ярко выраженной общественно-политической проблематикой, находя наиболее живой отклик у отечественной Интернет-аудитории. После резкого сокращения в информационном пространстве РФ числа СМИ, осмеливающихся открыто придерживаться взглядов и мнений, не совпадающих с официальными, люди с активной гражданской позицией ушли в сферы, пока еще не столь жестко контролируемые властью – в том числе, в сферу интернет-блогов.

Доступность фототехники, относительная простота обращения с ней, возможность легкого и оперативного получения, передачи и публикации фотографий и текстов по цифровым каналам связи делает блоги новым, мало похожим на всех своих предшественников, средством массовой информации, которому аудитория доверяет больше, чем официальной пропаганде и рекламе. При этом блоги стали ценнейшим источником сведений об оппозиционных политических акциях в условиях их замалчивания либо однобокого освещения официальными СМИ. Многие участники протестных митингов, маршей, пикетов и других политических акций оперативно рассказывают в Сети о них «глазами очевидцев», публикуя фотографии и видеоролики, и таким образом восполняя лакуны, ставшие уже традиционными для средств массовой информации, следующих в русле проправительственной информационной политики.

В этих условиях личные электронные страницы, разделы и блоги самодеятельных фоторепортеров приобретают особую популярность в информационном пространстве. Сегодня достаточно приобрести фотокамеру, установить на персональный компьютер необходимое программное обеспечение, чтобы в домашних условиях создавать визуальный контент вполне приемлемого уровня. Более того, доступность фототехники, которую теперь, образно говоря, не встраивают разве что в утюги, приводит к тому, что очевидцы того или иного события становятся при желании репортерами, освещающими происходящее едва ли не в прямом эфире, что называется, «по горячим следам».

Высокая оперативность выступает одним из главных преимуществ информальной журналистики. Как правило, раньше всех на месте событий оказываются не профессиональные репортеры, а обычные граждане с компактными фотоаппаратами или же с мобильными телефонами со встроенной фотокамерой, которые успевают сделать съемку и передать информацию в Интернет. Поскольку в репортажной фотографии допустимо поступиться качеством снимка в угоду его содержанию и эффектности, часто любительское неграмотно выполненное, но зато эксклюзивное фото сразу же попадает на страницы электронных ресурсов и печатных изданий, а также в телеэфир. Традиционные СМИ в этом плане обладают более низким уровнем оперативности.

Это, кстати, не единственное отличие. По сравнению с информальной журналистикой традиционная журналистика часто ориентирована на владельца или рекламодателя, является клановой, закрытой, индивидуалистской, экономически обусловленной, ангажированной, зависимой, несвободной и формализованной. Критику со стороны значительной части общества вызывает также ее однонаправленность, использование манипулятивных технологий, отношение к читателю и зрителю как к потребителю, стандартизированность, консервативность, ограниченность стереотипами и замкнутость.

В свою очередь, информальная журналистика позиционируется как ориентированная на общество и его проблемы, массовая, открытая, автономная, неангажированная, независимая, нецензурируемая и неформальная. Ее достоинствами считаются коммуникативность, диалогичность, актуальность, отношение к членам своей аудитории как к равным, коллегам, партнерам, нестандартность и мобильность.

Вообще, информальные авторы и репортеры существенно меняют систему работы профессиональных СМИ. Штатные журналисты по согласованию с автором активно используют фотоматериалы из блогов и с личных страниц в Интернете. Многие официальные издания и вовсе прибегают к услугам «народных корреспондентов», открывая на своих сайтах специальные рубрики для информационных сообщений от своих читателей. Нужно только вставить в электронную форму текст, прикрепить к сообщению фотографии – и актуальная заметка на злобу дня становится доступной для десятков и сотен тысяч других читателей во всем мире.

Конечно, к информальным медиа не всегда применимы такие основные принципы профессиональной деятельности журналиста как объективность, точность и доказательность. Несмотря на то, что «информалы» обычно пишут и снимают репортажи о том, что хорошо знают, все же они не всегда исчерпывающе аргументируют свою позицию в освещении какого-либо события или процесса, не всегда досконально проверяют достоверность излагаемых фактов, да и качество фотоматериалов порой оставляет желать много лучшего, по сравнению с профессиональной съемкой.

Однако, если информальным репортерам можно пожелать в своем гражданском порыве не забывать о качестве своих материалов и все более совершенствоваться в своем журналистском и фотографическом мастерстве, опираясь на лучшие примеры профессиональных фотографов-репортажников прошлого и настоящего, то традиционным средствам массовой информации – приспособиться к существенно изменившемуся в эпоху информационного общества медийному ландшафту, сочетая работу в соответствии с высокими профессиональными стандартами и эффективное использование колоссального потенциала информальных СМИ. Ведь очевидно, что последние окажут огромное влияние на будущее лицо мировой и отечественной журналистики. Ныне перед традиционными СМИ открывается перспектива плотного сотрудничества, а позднее, возможно, и слияния с информальными медиа, в частности, с блогами, и возможность развития системы обратной связи с читателями и зрителями через Интернет.

Вероятно, такой синтез поможет хотя бы частично устранить монополию традиционных СМИ и устранить существующий в нашей стране дефицит свободы слова и информации.

Сергей Журавлев

Репортажная фотография и новая медиасреда в начале XXI века: аудитория как производитель информации
Оцените статью

0 комментариев

Похожеена главную страницу

Цвет в фотографии.

Цвет в фотографии.(0)

При создании фотографии мало кто обращает внимание на  цветовую составляющую кадра. Гармония цветов также играет немаловажную роль в восприятии снимка. Какие соотношения наиболее знаковые, а какие наоборот, вступают в противоречии с авторской задумкой. Да и восприятие зрителя на первоначальном этапе начинается с осознания «приятное-неприятное» глазу. Давайте начнем с вопроса об основных и дополнительных цветах в

Цифровая съемка или пленочная?

Цифровая съемка или пленочная?(0)

Практически для любого фотографа (как профессионала, так и любителя), владеющего основными методами обработки цифрового фотоизображения, при этом не важно, каким именно способом оно было получено: с матрицы цифровой фотокамеры или сканированием негатива, есть возможность обработки этого изображения с такой эффективностью, которая и не снилась его предшественникам в аналоговую эпоху. Что самое интересное, он может работать

Психология восприятия фотографии. По следам Рудольфа Арнхейма и Ираклия Шанидзе

Психология восприятия фотографии. По следам Рудольфа Арнхейма и Ираклия Шанидзе(0)

Фотография как один из видов изобразительного искусства, несмотря на бесконечные споры, является результатом творческого познания мира. Существуют разнообразные трактовки восприятия произведений искусства.     Одну из них, наиболее интересную, на наш взгляд, выдвинул американский психолог Рудольф Арнхейм, по его мнению, любое искусство представляет собой процесс познания. Основная катастрофа, которая может угрожать ему — это непонимание,

читать далее

Свежие комментарии

Контакты

Social networks

Популярные категории

© 2010-2018 Фотогид Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.