Психология восприятия фотографии. По следам Рудольфа Арнхейма и Ираклия Шанидзе

Фотография как один из видов изобразительного искусства, несмотря на бесконечные споры, является результатом творческого познания мира. Существуют разнообразные трактовки восприятия произведений искусства.    

Одну из них, наиболее интересную, на наш взгляд, выдвинул американский психолог Рудольф Арнхейм, по его мнению, любое искусство представляет собой процесс познания.

Основная катастрофа, которая может угрожать ему — это непонимание, вызванное атрофией чувств, «разумное» истолкование, лишенное эмоционального начала.

Процесс восприятия фотографии-это не пассивный акт, а динамический, который способствует не только считыванию образов, представленных в работе, но и выстраиванию «визуальных моделей».

Проще говоря, зритель, рассматривая ту или иную фотографию, не только воспринимает объект, например, «яблоко на белом столе», но и оценивает, обращается к собственным «картинам» памяти, выстраивает свою целостную картину.

Вследствие чего, получается, что зрительное восприятие-это активный  созидательный процесс. По мнению исследователя, визуальное восприятие имеет много общего с интеллектуальным познанием, если у последнего существуют определенные логические категории, то творческое восприятие апеллирует к «визуальным понятиям».

Данный тип познания характеризуют свои определенные категории восприятия, «перцептивную», как мы видим объект искусства и категорию изобразительную, то, что хотел донести до нас художник.

Концепция Арнхейма подтверждает тот факт, что зритель творит  совместно с художником в процессе восприятия фотографии, собственно любого художественного произведения.

Таким образом, фотография, с одной стороны, фиксирует случайно пойманные или специально продуманные сюжеты на века, с другой стороны, оставляет право на бесконечную трактовку, тот самый созидательный процесс познания.

В этом смысле психология восприятия искусства, в том числе и фотографии, по Арнхейму пересекается с не менее интересной философией экстравагантного, талантливого фотографа- Ираклия Шанидзе. Художник также считает, что любое произведение искусство призвано будить ЭМОЦИЮ, но в своей концепции идет еще дальше. Он изучает характер данной эмоции, не всегда она должна быть положительной.

«Сила эмоционального воздействия должна быть такой, как задумал художник». Несмотря на субъективное восприятие любого творчества, эта сила, о которой и хотел передать автор фотографии, должна прорываться к зрителю, оставлять неизгладимый след в памяти воспринимающего, вне зависимости от существующих трактовок и оценочных высказываний. А если, как утверждает Ираклий Шанидзе, фотография не вызвала той самой сильной эмоции, то она становится «ремесленнической поделкой».

Как бы ни было, при обучении фотографии, мы должны рассматривать различные концепции восприятия произведения искусства, в том числе и фотографии.

Безусловно, не забывая и о том, что на психологию восприятия фотографии влияют и технические нюансы, например: использование цвета в кадре, композиционное решение, ракурсы, поза модели, работа со светом.

В статье использованы работы Ираклия Шанидзе
Автор: Елизавета Добровольская

Психология восприятия фотографии. По следам Рудольфа Арнхейма и Ираклия Шанидзе
Оцените статью

0 комментариев

Похожеена главную страницу

Репортажная фотография и новая медиасреда в начале XXI века: аудитория как производитель информации

Репортажная фотография и новая медиасреда в начале XXI века: аудитория как производитель информации(0)

Репортажная фотография по-прежнему остается важнейшей стороной работы современных новостных СМИ. Умело выполненная фотография, запечатлевшая отдельный уникальный миг непрерывного потока жизни, существенно оживляет текстовый материал, иллюстрируя и дополняя его, служа визуальным подтверждением описываемым событиям или процессам. Порой случается так, что именно сам снимок или серия снимков становятся смысловым стержнем печатной или электронной публикации. Наиболее удачные фотографии

Цвет в фотографии.

Цвет в фотографии.(0)

При создании фотографии мало кто обращает внимание на  цветовую составляющую кадра. Гармония цветов также играет немаловажную роль в восприятии снимка. Какие соотношения наиболее знаковые, а какие наоборот, вступают в противоречии с авторской задумкой. Да и восприятие зрителя на первоначальном этапе начинается с осознания «приятное-неприятное» глазу. Давайте начнем с вопроса об основных и дополнительных цветах в

Цифровая съемка или пленочная?

Цифровая съемка или пленочная?(0)

Практически для любого фотографа (как профессионала, так и любителя), владеющего основными методами обработки цифрового фотоизображения, при этом не важно, каким именно способом оно было получено: с матрицы цифровой фотокамеры или сканированием негатива, есть возможность обработки этого изображения с такой эффективностью, которая и не снилась его предшественникам в аналоговую эпоху. Что самое интересное, он может работать

читать далее

Свежие комментарии

Контакты

Social networks

Популярные категории

© 2010-2018 Фотогид Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.