Фотография, как известно, зародилась в эпоху открытий сенсационного изобретения- камеры обскуры, именно в тот момент и появилась возможность проецировать предметы и воспринимать окружающий мир в совершенно иной перспективе.
Камера-обскура — в переводе с латинского «темная комната», это несложный оптический прибор, с помощью которого можно получить изображение объектов, благодаря преломлению солнечных лучей. Впервые такое физическое явление описал древнегреческий философ Аристотель, по его представлению, свет имеет специфическую природу, проникая в темное пространство через маленькое отверстие в ставнях, он образует на другой стороне стены изображение предметов, находящихся перед окном. Именно данные свойства и описывают работу камеры-обскуры. Многие ученые древности также использовали возможности темной комнаты для наблюдения за солнечными затмениями.
А вот «запантетовал» изобретение уже Леонардо да Винчи, дав подробное описание работы устройства. Закономерность явления заключалась прежде всего в том, что при диаметре отверстия, почти равному длине светового луча, свет, который попадает туда, преломляется и постепенно начинает распространяться в противоположном направлении. Любая поверхность, встречающаяся на пути данных лучей, априори служит экраном, а изображение, которое образуют на данном экране лучи, будет перевернутым вне зависимости от плоскости. Это открытие ученого вызвало резонанс среди тамошней публики, оно шло в разрез с представлениями о природе света и естественно ассоциировалась с магическими, даже колдовскими действиями. Впоследствии в эпоху Возрождения данный метод проекции изображений повсеместно стали использовать художники для создания своих произведений, ибо проекция темной комнаты выстраивалась с превосходной линейной перспективой.
Спустя многие столетия великий математик Рейнер Гемм Фризиус опубликовал первые изображения, полученные камерой-обскуры, в своих научных трудах. С тех пор молодые художники могли с легкостью срисовывать предметы, которые проецировались с помощью нового устройства. Данное открытие не давало покоя ученым со всего света, были придуманы разнообразные усовершенствования.
Итальянский ученый Барбаро для улучшения четкости изображения предложил использовать выпуклую линзу, кроме того нововведение позволяло усилить яркость картинки, что существенно меняло качество восприятия объектов.
Другой итальянский физик Джироламо Кардано в 16 веке предпринял уникальную попытку не просто проецировать предметы на стену, но и на специально подготовленную поверхность- пластины. А впоследствии с развитием химии умы человеческие стали задумываться о возможности не только проекции изображения, но и его фиксации.
Остановить и зафиксировать мгновение удалось только Жозефу Ньепсу в 1826 году, впервые был получен гелиографический снимок «Вид из окна». Сей факт несомненно считается точкой отсчета в развитии истории фотографии.
Тем не менее существует и другая, не менее интересная версия рождения «фиксации изображения». В 2009 году итальянская исследовательница Роберта Лапуччи выдвинула версию о том, что впервые, кому удалось не только спроецировать изображение с помощью камеры-обскуры, но и зафиксировать его с помощью определенного химического состава, был знаменитый художник Караваджо. Химический фиксатор был изготовлен совершенно из простых ингредиентов: ртути, свинца и порошка из светлячковJ Данный состав, изобретенный художником, позволял на какое-то время зафиксировать изображение на холсте, потом холст переворачивался и при тусклом свете Караваджо покрывал его красками. Был ли Караваджо-прародителем фотографии или нет, сложно сказать, но вот сам поиск фиксации изображения был явно изобретен до изобретения Джозефа Ньепса.
Как бы то ни было, факт остается непререкаемым: с изобретением камеры-обскуры зародилась собственно и сама фотография. По сей день некоторые фотографы используют данный оптический прибор, одни называют его «стеноп», другие величают «пинхолом». Проще говоря, это фотоаппараты без объектива, обеспечивающие одинаковую резкость в любой точке отверстия. Изображения, полученные с помощью такой камеры, имеют характерный мягкий и размытый рисунок. Зачастую применяются для съемки ландшафтов. Стенопы легко сделать самому, использую светоотталкивающую коробку, с одной стороны которой делается небольшое отверстие, а с внутренней крепится фотопленка
0 комментариев
Добавить комментарий