Фотография как один из видов изобразительного искусства, несмотря на бесконечные споры, является результатом творческого познания мира. Существуют разнообразные трактовки восприятия произведений искусства.
Одну из них, наиболее интересную, на наш взгляд, выдвинул американский психолог Рудольф Арнхейм, по его мнению, любое искусство представляет собой процесс познания.
Основная катастрофа, которая может угрожать ему — это непонимание, вызванное атрофией чувств, «разумное» истолкование, лишенное эмоционального начала.
Процесс восприятия фотографии-это не пассивный акт, а динамический, который способствует не только считыванию образов, представленных в работе, но и выстраиванию «визуальных моделей».
Проще говоря, зритель, рассматривая ту или иную фотографию, не только воспринимает объект, например, «яблоко на белом столе», но и оценивает, обращается к собственным «картинам» памяти, выстраивает свою целостную картину.
Вследствие чего, получается, что зрительное восприятие-это активный созидательный процесс. По мнению исследователя, визуальное восприятие имеет много общего с интеллектуальным познанием, если у последнего существуют определенные логические категории, то творческое восприятие апеллирует к «визуальным понятиям».
Данный тип познания характеризуют свои определенные категории восприятия, «перцептивную», как мы видим объект искусства и категорию изобразительную, то, что хотел донести до нас художник.
Концепция Арнхейма подтверждает тот факт, что зритель творит совместно с художником в процессе восприятия фотографии, собственно любого художественного произведения.
Таким образом, фотография, с одной стороны, фиксирует случайно пойманные или специально продуманные сюжеты на века, с другой стороны, оставляет право на бесконечную трактовку, тот самый созидательный процесс познания.
В этом смысле психология восприятия искусства, в том числе и фотографии, по Арнхейму пересекается с не менее интересной философией экстравагантного, талантливого фотографа- Ираклия Шанидзе. Художник также считает, что любое произведение искусство призвано будить ЭМОЦИЮ, но в своей концепции идет еще дальше. Он изучает характер данной эмоции, не всегда она должна быть положительной.
«Сила эмоционального воздействия должна быть такой, как задумал художник». Несмотря на субъективное восприятие любого творчества, эта сила, о которой и хотел передать автор фотографии, должна прорываться к зрителю, оставлять неизгладимый след в памяти воспринимающего, вне зависимости от существующих трактовок и оценочных высказываний. А если, как утверждает Ираклий Шанидзе, фотография не вызвала той самой сильной эмоции, то она становится «ремесленнической поделкой».
Как бы ни было, при обучении фотографии, мы должны рассматривать различные концепции восприятия произведения искусства, в том числе и фотографии.
Безусловно, не забывая и о том, что на психологию восприятия фотографии влияют и технические нюансы, например: использование цвета в кадре, композиционное решение, ракурсы, поза модели, работа со светом.
В статье использованы работы Ираклия Шанидзе
Автор: Елизавета Добровольская
0 комментариев
Добавить комментарий